1.1. Когда нужно подавать уточненную декларацию

Понятие "уточненная налоговая декларация" обозначено в ст. 81 Налогового кодекса РФ. До этого времени такое понятие в Кодексе отсутствовало. В п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ сказано, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В п. 5 ст. 81 НК РФ сказано, что уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Это единственное ограничение в ее оформлении.

Таким образом, уточненная декларация - это такая же декларация, как и первичная. Она не имеет какой-либо специальной формы. Единственное ограничение в ее оформлении установлено в п. 5 ст. 81 НК РФ.

С одной стороны, уточненная декларация - это новая декларация, т.к. в ней изложены другие показатели, отличные от тех, которые изложены в первоначальной декларации. С другой - уточненная декларация не является первичной. То есть уточненная декларация всегда идет за номером два и далее.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 23 июня 2006 г. N КА-А40/5659-06 было особо отмечено, что "уточненная налоговая декларация не является новой декларацией, а представляет собой декларацию, в которую налогоплательщик вносит необходимые изменения и дополнения за предшествующий период самостоятельно до обнаружения ошибок налоговым органом".

Существует точка зрения, согласно которой возможно рассматривать в качестве уточненной декларации ту декларацию, которая подается первый раз, но с пропуском срока подачи. Полагаем, что с данной позицией нельзя согласиться, т.к. декларация или подается первый раз, или вообще не подается. Любая декларация, которая подается впервые, не может быть признана уточненной ни при каких обстоятельствах.

Иными словами, если первоначальная налоговая декларация не была сдана (например, по причине пропуска срока и т.п.), то поданная впоследствии декларация (например, позже установленного законом срока) уточненной являться не будет. То есть представить в налоговый орган уточненную декларацию можно только в том случае, если до этого уже была подана первоначальная декларация.

Аналогичная ситуация имеет место и в случае, когда налогоплательщик подал в налоговый орган не всю декларацию, а только ее часть. Эту ошибку нельзя исправить подачей уточненной налоговой декларации. К такому выводу пришел, в частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17 февраля 2006 г. N А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1.

Так, налогоплательщик в установленный срок представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДС. Налоговый орган счел обязанность по представлению декларации неисполненной, поскольку документ был направлен не в полном объеме: в нем отсутствовал лист N 3 разд. 1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика". Письмом налоговая инспекция уведомила налогоплательщика о том, что поданная им декларация представлена не в полном объеме. Позже налогоплательщик представил в инспекцию недостающий лист декларации по НДС. Налоговый орган счел, что декларация по НДС подана в день представления недостающего листа и привлек налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Суд кассационной инстанции согласился с позицией ИФНС, указав, что декларация по НДС, направленная налогоплательщиком в налоговый орган, не содержала лист N 3 разд. 1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика". Таким образом, декларация не содержала все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, не позволяла проверить правильность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Следовательно, данный документ не отвечал установленным п. 1 ст. 80 НК РФ требованиям к такому документу, как декларация, и не мог считаться представленным в пределах установленного срока.

Из вышеизложенного следует, что если в налоговый орган направлена часть декларации, то датой ее представления налоговому органу будет являться дата отправки ее последней части.

Если налогоплательщик подал часть декларации, а остальную ее часть представил в пределах срока, установленного для подачи такой декларации, то такая декларация будет считаться поданной в пределах срока. Если срок будет нарушен, подача недостающей части не освободит налогоплательщика от ответственности по ст. 119 НК РФ.

Если налогоплательщик вообще не подавал первичную декларацию либо представил ее не в полном объеме, то подача уточненной декларации не освободит его от ответственности по ст. 119 НК РФ.

Что касается формальных отличий "уточненки" от первичной декларации, необходимо отметить следующее.

Вообще, формы всех деклараций содержат на титульном листе графу "Вид документа". Если сдается первичная декларация, то в этой графе ставится цифра "1". Если сдается уточненная декларация, то в первом квадрате ставится код "3" (корректирующий), а через дробь порядковый номер уточненной декларации - цифры "1", "2", "3" и т.д.

Как указано в комментируемом Постановлении Восточно-Сибирского округа, декларация, поданная не в полном объеме, не содержит все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, не позволяет проверить правильность исчисления и уплаты налога. Следовательно, такой документ не отвечает установленным п. 1 ст. 80 НК РФ требованиям к такому документу, как декларация, и не может считаться представленным в пределах установленного срока. А ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2289 делает вывод о том, что п. 1 ст. 119 НК РФ не предусматривает ответственности налогоплательщика за действия, выразившиеся в представлении налоговой декларации не в полном объеме (отсутствие разд. 1).

В ст. 81 Налогового кодекса РФ обозначен следующий порядок работы с уточненными налоговыми декларациями.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 Налогового кодекса РФ.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Положения ст. 81, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Разберем теперь, как работает порядок, установленный ст. 81 Налогового кодекса РФ, на практике.

Понятно, что любой налогоплательщик сталкивается с ситуацией, при которой необходимо подать уточненную декларацию. Скажем, фирма не вовремя получила от контрагентов документы, бухгалтер допустил ошибки, неправомерно воспользовался льготой или потерял право на освобождение от налогов и др. Возможны две ситуации. Первая: у налогоплательщика образуется переплата, вторая - когда образуется недоимка.

Первая ситуация вызывает меньше вопросов и, что более важно, меньшее "внимание" налоговых органов.

В ст. 81 Налогового кодекса РФ четко закреплено: если налогоплательщик подал в инспекцию декларацию, а потом обнаружил в ней ошибку, в результате которой налоговая база не была занижена, то он вправе подать "уточненку". Причем даже если он сделает это после того, как выйдет срок, установленный для подачи соответствующей декларации, нарушением это не будет.

Итак, предположим, вы обнаружили ошибку в декларации и в результате перерасчета образовалась переплата по налогу. Теперь по новым правилам подать уточненную декларацию или нет, решать вам. Это право, а не обязанность. Сейчас чиновники Минфина России настаивают, что, если у организации образовалась переплата, она обязана представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию, (см., например, Письмо от 15 февраля 2006 г. N 03-03-04/2/33). Хотя и сейчас Налоговый кодекс этого не требует.

Хуже обстоит дело, когда в результате расчетов образовалась недоимка. За недоплату налога организацию могут оштрафовать. Как с помощью упрощенной декларации избежать санкций, сказано в ст. 81 Налогового кодекса РФ.

Пункт 1 этой статьи требует сдавать уточненные декларации всякий раз, когда бухгалтер обнаружил в первоначальной декларации ошибку, приведшую к недоплате налога. Штрафа можно не опасаться, если уточненная декларация сдана:

- до того, как наступил последний срок для представления декларации, в которой была ошибка;

- после того, как истек этот срок или срок уплаты налога, но до того, как налоговики назначали выездную проверку или узнали, что из-за ошибки в первоначальной декларации недоплачен налог.

Обратите внимание: если вы нашли ошибку уже после того, как истек не только срок представления декларации, но и срок уплаты заниженного в ней налога, то прежде, чем подать "уточненку", перечислите в бюджет недостающую сумму налога и соответствующие пени. Только тогда налоговики не смогут оштрафовать организацию. Так сказано в п. 4 ст. 81 Налогового кодекса РФ.

Возникает интересный вопрос. Если налогоплательщик уплатил до подачи уточненной декларации недостающую сумму налога, но не уплатил соответствующие ей пени, свидетельствует ли это о наличии в его действиях состава правонарушения, за которое может быть применена ответственность по ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)" НК РФ? Единого мнения по этому вопросу до сих пор не сложилось.

Налоговые органы и некоторые суды считают, что налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности только при полном выполнении условий, перечисленных в п. 4 ст. 81 НК РФ, т.е. при уплате налога и пени до подачи уточненной декларации.

Так, из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 января 2004 г. N А56-23948/03 следует, что налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности только в том случае, если самостоятельно выявит нарушение, произведет перерасчет подлежавшей оплате суммы налога за конкретный период, начислит и уплатит пени, а после этого внесет исправления в декларацию.

Однако даже в этой ситуации можно вести речь о снижении налоговых санкций, т.к. сам факт подачи уточненной декларации - это уже смягчающее обстоятельство (п. 17 Информационного письма ВАС РФ от 17 марта 2003 г., Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. N Ф04-497/2009(20368-А45-49), ФАС Московского округа от 11 декабря 2009 г. N КА-А40/13735-09-2, ФАС Северо-Западного округа от 15 сентября 2009 г. N А56-27810/2008).

Другие суды отказывают налоговым органам в привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ при данных обстоятельствах, указывая, что ответственность по ст. 122 НК РФ установлена за неуплату налога, а не пени.

Так, ИФНС привлекла налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ, указав, что, представив уточненный расчет по налогу на прибыль и уплатив недостающую сумму налога, он не уплатил соответствующие пени.

Суд признал привлечение к ответственности незаконным, указав, что "пени не являются собственно налогом. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Законодательством о налогах и сборах ответственность за неуплату пеней не предусмотрена. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрена ответственность за неуплату пеней, решение налоговой инспекции о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату пеней является незаконным и не может служить основанием для взыскания примененных этим решением налоговых санкций" (Постановления ФАС Поволжского округа от 2 октября 2008 г. N А06-1728/08, от 14 декабря 2005 г. N А56-18661/2005).

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2203 суд также признал неправомерным привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ налогоплательщика, который на момент подачи уточненной декларации уплатил налог, но не уплатил пени. Так, по мнению ИФНС, поскольку налогоплательщик до подачи уточненной декларации не уплатил пеню, то в силу п. 4 ст. 81 НК РФ он подлежит привлечению к ответственности по ст. 122 НК РФ. Как указал суд, состав правонарушения применительно к диспозиции в ст. 122 НК РФ ИФНС не установлен. Из оспариваемого решения налогового органа не видно, какие виновные неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика повлекли неуплату налога.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 15 февраля 2007 г. N Ф09-636/07-С3 сделал вывод, что факт неуплаты пени до подачи уточненной декларации сам по себе не свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, и, соответственно, правило п. 4 ст. 81 НК РФ не освобождает налоговый орган от обязанности доказывания наличия состава рассматриваемого правонарушения в действиях налогоплательщика.

ФАС Московского округа в Постановлении от 3 марта 2004 г. N КА-А41/1320-04 указал, что в п. 1 ст. 122 НК установлено, что неуплата или неполная уплата налогов в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Поскольку в данной норме предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, а не за неуплату пени, то несвоевременное перечисление пени не может повлечь применение этой нормы НК РФ.

Иногда фирма может избежать штрафа (или существенно его снизить), даже если подаст уточненную декларацию, не перечислив прежде недоначисленный налог и пени. Это возможно, если у предприятия еще до того, как оно подало "уточненку", была переплата по другим налогам, зачисляемым в бюджет, по которому возникла недоимка. В таком случае сумма переплаты может быть зачтена в погашение всей задолженности или ее части. Причем, чтобы произвести такой зачет, бухгалтеру даже не обязательно подавать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Дело в том, что п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ позволят налоговикам зачесть налоги самостоятельно.

Конечно, фискалы могут все же попытаться оштрафовать вашу фирму. Но подавляющее большинство арбитражных судов в таких ситуациях встают на сторону налогоплательщиков. И все же, чтобы избежать споров, мы советуем, прежде чем представить уточненную декларацию, подать в налоговую инспекцию заявление о зачете переплаты.

И еще один нюанс. Даже если у вашей фирмы не было переплаты и вы сдали "уточненку", не заплатив предварительно налог и пени, налоговики смогут наложить штраф лишь после того, как проверят, в чем именно состояло нарушение и при каких обстоятельствах оно было допущено. Ведь эти сведения обязательно должны быть указаны в решении привлечь фирму к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ). В противном случае вы сможете оспорить это решение в суде, ссылаясь на то, что предприятие оштрафовали необоснованно. Скорее всего, суд займет вашу сторону.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговую инспекцию по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Правила, предусмотренные ст. 81 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов и распространяются на плательщиков сборов.

Оформляют "уточненку" так. На титульном листе уточненной декларации есть строка "Вид документа". В указанную графу нужно поставить цифру "3". Этот код соответствует уточненной декларации. А через дробь после цифры "3" следует поставить порядковый номер уточненной декларации.

Нередко сотрудники налоговой инспекции требуют представить пояснения по уточненной декларации. В принципе такое право у них есть. Оно прописано в ст. 88 Налогового кодекса РФ.

Подача уточненной декларации, как правило, сопровождается составлением ряда документов.

Во-первых, составляется сопроводительное письмо. Сопроводительное письмо должно содержать номер, дату, указание на конкретную декларацию, за какой она срок, перечень приложений, а также прилагаемые первичные документы. Это позволит налогоплательщику избежать дополнительного истребования документов.

Также в сопроводительном письме можно указать мотивы, по которым подается уточненная декларация, и не представлять в этом случае отдельно пояснения.

Во-вторых, сама уточненная декларация.

В-третьих, пояснения к уточненной декларации. В пояснениях указывается следующая информация:

- какие разделы, строки, графы откорректированы, новые и старые показатели.

Указанная информация позволит сэкономить время налоговому инспектору, который будет проверять уточненную декларацию;

- причина, по которой декларация была уточнена (ошибка обнаружена бухгалтером, службой внутреннего аудита, при проведении аудиторской проверки, по результатам консультационной работы).

Это необходимо для того, чтобы показать, что налогоплательщик сам нашел ошибку и сам ее исправил. От того, кто обнаружил ошибку в декларации, напрямую зависит и вопрос о санкциях.

Закончить пояснения к уточненной декларации рекомендуем следующим образом: "Прошу на основании статьи 81 НК РФ принять нашу уточненную декларацию, ее рассмотреть и отразить соответствующие данные по нашим лицевым карточкам".

В-четвертых, платежные поручения. Если подается декларация, по которой налог исчислен к доплате, целесообразно приложить к ней те платежные поручения, которые свидетельствуют о том, что налог уплачен.

Практическая рекомендация: следует требовать от сотрудников налогового органа отметки о приеме уточненной декларации. При этом необходимо иметь в виду, что поставить штамп о приеме уточненной декларации они обязаны только в том случае, если налогоплательщик просит их об этом. Если налогоплательщик специально такого пожелания не выскажет, то штамп могут и не поставить.

НК РФ не устанавливает конкретных требований к форме, по которой должна быть представлена уточненная налоговая декларация.

Отделам работы с налогоплательщиками налоговых органов предписано не принимать декларации в случае выявления несоответствия установленной форме. Если документ был представлен по почте, они направляют налогоплательщику уведомление о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме. Это следует из п. п. 2.1.4, 2.1.5 Регламента организации работы с налогоплательщиками.

По нашему мнению, если уточненная декларация представлена на утвержденном бланке, но по форме, которая уже отменена, оснований не принимать указанную декларацию нет. Главное, чтобы декларация содержала все сведения, необходимые для исчисления налога.

Такой же точки зрения придерживается и судебная практика.

Предприниматель обратился в ИФНС с заявлением о принятии уточненной налоговой декларации по подоходному налогу за 2000 г. Инспекция отказала в принятии к рассмотрению представленной декларации, сославшись на п. 4 Приказа МНС России от 15 июля 2004 г. N САЭ-3-04/366@ "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению". То есть, по мнению ИФНС, представленная уточненная декларация не соответствовала новой форме.

Суд поддержал предпринимателя, указав, что НК РФ не предусматривает оснований для отказа в принятии уточненной налоговой декларации, в том числе и при несоблюдении установленной формы, и не лишает налогоплательщика возможности вносить изменения (дополнения) в ранее представленную декларацию.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 7 февраля 2006 г. N 11775/05 также признал несостоятельной ссылку инспекции на несоблюдение предпринимателем формы декларации, основываясь на том, что представленная декларация составлена на бланке формы 3-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС России от 15 июля 2004 г. N САЭ-3-04/366@, и соответствует требованиям, предъявляемым к декларациям.

Арбитражные суды также считают, что представление налогоплательщиком налоговых деклараций на бланках старого образца не является основанием для привлечения их к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Данная норма устанавливает ответственность за непредставление декларации, а не за ее представление по неустановленной форме (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2006 г. N А33-653/06-Ф02-4170/06-С1, ФАС Поволжского округа от 27 апреля 2006 г. N А72-13306/2005-14/310, ФАС Московского округа от 30 августа 2007 г. N КА-А40/8608-07).

Вообще, ошибки (описки) технического характера в налоговых декларациях часто трактуются налоговиками как основания для начисления штрафа, отказа в возмещении НДС, доначисления налогов и пени и т.п. Суды в этих случаях встают на сторону налогоплательщиков.

 

Ошибки     

Постановления судов                  

В коде декларации

ФАС Уральского округа от 18 апреля 2007 г.           
N Ф09-2780/07-С2                                     

В реквизитах     
налогоплательщика

ФАС Московского округа от 27 апреля 2005 г.          
N КА-А40/2938-05                                     

В форме декларации

Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2006 г. N 11775/05, ФАС
Московского округа от 30 августа 2007 г.              
N КА-А40/8608-07                                     

В периоде        

ФАС Западно-Сибирского округа от 12 января 2006 г.   
N Ф04-9456/2005(18361-А27-15)                        

Строка не        
заполнена        

ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 июля 2006 г.    
N А33-1677/06-Ф02-3655/06-С1                         

 

Согласно ст. 58 Налогового кодекса РФ, подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Налогового кодекса РФ. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

- принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

- вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

- выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством России.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 Налогового кодекса РФ применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается, соответственно, законами субъектов России и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Правила, предусмотренные ст. 58 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов), а также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Но вернемся к уточненным декларациям. Чтобы избежать конфликтов с чиновниками, лучше сдавать "уточненки" по промежуточным декларациям и расчетам. Кстати, такие уточненные декларации пригодятся вам, если понадобится провести выверку налоговых платежей.