Cравнительный анализ плана счетов коммерческого и бюджетного учета

 

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЛАНА СЧЕТОВ КОММЕРЧЕСКОГО И БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

 

 

Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ (п. 11 ст. 2 Закона N 174-ФЗ <1>). Вопрос, который обычно задает бухгалтер, если заходит речь об изменении типа существующего бюджетного учреждения, то есть о его преобразовании в автономное учреждение, звучит так: какой план счетов будет использоваться при ведении бухгалтерского учета? Дело в том, что в Законе N 174-ФЗ нет ссылки на конкретный документ, в соответствии с которым автономные учреждения должны вести бухгалтерский учет.

<1> Федеральный закон от 03.11.2004 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

 

Вниманию читателей предложен материал, в котором есть ответ на этот вопрос, более того, в нем рассмотрены основные аспекты бухгалтерского учета автономного учреждения.

 

Основным документом, определяющим правовую основу организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, является Закон N 129-ФЗ <2>, в соответствии со ст. 3 которого законодательство о бухгалтерском учете состоит из федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая область бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Минфин. В настоящее время им утверждены две Инструкции (в расчет не берется План счетов кредитных организаций) по ведению бухгалтерского учета - для коммерческих организаций и бюджетных учреждений. При этом п. 1 Инструкции по бюджетному учету <3> гласит, что она устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях. Как видим, автономные учреждения в этом списке не поименованы. Теперь обратимся к Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций <4> (далее - Инструкция по коммерческому учету), преамбула которой гласит, что бухгалтерский учет, согласно указанной Инструкции, должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, которые используют метод двойной записи. Таким образом, мы пришли к выводу, что бухгалтерский учет в автономных учреждениях должен основываться на коммерческом Плане счетов. Поэтому вниманию читателей предложен материал, позволяющий изучить особенности применения коммерческого Плана счетов на практике и сравнить его с бюджетным Планом счетов.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

<3> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

 

Структура Плана счетов бухгалтерского (коммерческого) учета отличается от структуры Плана счетов бюджетного учета. Ниже приведена их сравнительная таблица.

 

Сравнительная таблица структуры Планов счетов

бюджетного и коммерческого учета

 

План счетов бюджетного учета
(Приказ Минфина России от 
10.02.2006 N 25н "Об    
утверждении   Инструкции по
бюджетному учету")     

План счетов бухгалтерского  
(коммерческого) учета     
(Приказ Минфина России от   
31.10.2000 N 94н "Об утверждении
Плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной    
деятельности организаций и  
Инструкции по его применению")

1.

Нефинансовые активы   

I

Внеоборотные активы   

2.

Финансовые активы    

II

Производственные запасы 

3.

Обязательства      

III

Затраты на производство 

4.

Финансовый результат  

IV

Готовая продукция и товары

5.

Санкционирование расходов

V

Денежные средства    

 

Забалансовые счета   

VI

Расчеты         

 

 

VII

Капитал         

 

 

VIII

Финансовые результаты  

 

 

 

Забалансовые счета   

 

Как видно из приведенной таблицы, План счетов коммерческого учета содержит больше разделов, нежели План счетов бюджетного учета. Объекты учета по разд. I "Внеоборотные активы", II "Производственные запасы", IV "Готовая продукция" коммерческого Плана счетов в бюджетном учете объединены в разд. 1 "Нефинансовые активы". И наоборот, дебиторская задолженность, учитываемая на счетах разд. 2 "Финансовые активы", и кредиторская задолженность, учитываемая на счетах разд. 3 "Обязательства" бюджетного учета, объединены в коммерческом учете в разд. VI "Расчеты". Отсутствуют в бюджетном учете счета по учету капитала организации, поскольку у бюджетных учреждений его нет. Отсутствие в коммерческом Плане счетов разд. "Санкционирование расходов" также объяснимо. Учет целевого финансирования из бюджета коммерческие организации ведут на одноименном счете 86, который включен в разд. VII "Капитал". Счета разд. III "Затраты на производство", предназначенные для учета расходов, аналогичны счетам по расходам бюджетных учреждений разд. 4 "Финансовый результат" бюджетного плана счетов, с той лишь разницей, что в коммерческом учете нет таких отдельных статей расходов, как заработная плата, начисления на нее, коммунальные услуги, услуги связи и пр. Все расходы учреждения собираются на одном из счетов разд. III "Затраты на производство" в зависимости от вида (уровня) производства: основное производство, вспомогательное производство, общепроизводственные расходы и т.д.

Начиная изучение Инструкции по коммерческому учету, следует сказать о ее общих положениях. Она устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов к ним: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных операций.

Принципы, правила и способы ведения учета отдельных активов, обязательств, операций, в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению являются основой при утверждении рабочего плана счетов организации, содержащего полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета. В Плане счетов бухгалтерского учета приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Субсчета используются организацией, исходя из требований управления ею, включая нужды анализа, контроля и отчетности.

 

Обратите внимание: организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

 

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией, исходя из указанной Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов, нематериальных активов и пр.).

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.

Ниже дано краткое описание состава счетов по разделам бюджетного и коммерческого Планов счетов.

 

Структура Плана счетов бюджетного учета

 

Номер
раздела

Название   
раздела   

Состав бухгалтерских счетов     

1  

Нефинансовые 
активы    

Основные средства, нематериальные     
активы, непроизведенные активы,       
амортизация, материальные запасы,     
вложения в нефинансовые активы        

2  

Финансовые  
активы    

Денежные средства всех видов (в том   
числе денежные документы), финансовые 
вложения, дебиторская задолженность   
всех видов (в том числе расчеты с     
подотчетными лицами, расчеты по       
недостачам), внутренние расчеты по    
поступлениям в бюджет, выбытиям из    
бюджета                                

3  

Обязательства

Кредиторская задолженность всех видов 
(том числе работникам по оплате труда,
поставщикам, подрядчикам, бюджету по  
налогам и др.), внутренние расчеты,   
расчеты с органами, организующими     
исполнение бюджетов                   

4  

Финансовый  
результат  

Счета, предназначенные для выявления  
результатов финансовой деятельности   
учреждения путем сопоставления сумм   
начисленных расходов с суммами        
начисленных доходов                   

5  

Санкционирование
расходов   

Лимиты бюджетных обязательств, принятие
бюджетных обязательств, бюджетные     
ассигнования                          

 

Забалансовые 
счета    

Арендованные основные средства,        
материальные ценности, принятые на    
ответственное хранение, бланки строгой
отчетности, обеспечение исполнения    
обязательств, списанная задолженность 
неплатежеспособных кредиторов,        
спецоборудование для выполнения НИР по
договорам с заказчиком и др.          

 

Структура Плана счетов коммерческого учета

 

Номер
раздела

Название   
раздела   

Состав бухгалтерских счетов     

I  

Внеоборотные 
активы    

Основные средства, амортизация основных
средств, доходные вложения в          
материальные ценности, нематериальные 
активы, амортизация нематериальных    
активов, оборудование к установке,    
вложения в необоротные активы         

II 

Производственные
запасы    

Материалы, заготовление и приобретение
материальных ценностей, отклонение в  
стоимости материальных ценностей,     
резервы под снижение стоимости        
материальных ценностей, животные на   
выращивании и откорме, НДС            

III 

Затраты     
на производство

Основное производство, полуфабрикаты  
собственного производства,            
вспомогательные производства,         
общепроизводственные расходы,         
общехозяйственные расходы, брак в     
производстве, обслуживающие            
производства и хозяйства              

IV 

Готовая    
продукция   
и товары    

Выпуск продукции, товары, торговая    
наценка, готовая продукция, расходы на
продажу, товары отгруженные,          
выполненные этапы по незавершенным    
работам                               

V  

Денежные   
средства   

Касса, расчетные счета, валютные счета,
специальные счета в банках, переводы в
пути, финансовые вложения, резервы под
обесценение финансовых вложений       

VI 

Расчеты    

Возможные расчеты с дебиторами и      
кредиторами, в том числе с персоналом 
по оплате труда, с подотчетными лицами,
с учредителями, расчеты по налогам и  
сборам, по социальному страхованию и  
обеспечению, резервы по сомнительным  
долгам, отложенные налоговые          
обязательства                         

VII 

Капитал   

Уставный капитал, собственные акции,  
резервный и добавочный капитал,       
нераспределенная прибыль (непокрытый  
убыток), целевое финансирование       

VIII

Финансовые  
результаты  

Продажи (выручка, себестоимость продаж,
НДС, акцизы, прибыль/убыток от продаж),
прочие доходы и расходы, резервы      
предстоящих расходов, расходы, доходы 
будущих периодов, прибыли и убытки    

 

Забалансовые 
счета     

Арендованные основные средства,       
товарно-материальные ценности, принятые
на ответственное хранение, материалы, 
принятые на переработку, товары,      
принятые на комиссию, оборудование,   
принятое на монтаж, задолженность     
неплатежеспособных дебиторов,         
обеспечение обязательств, износ       
основных средств, основные средства,  
сданные в аренду                      

 

Далее мы рассмотрим основные вопросы перехода с бюджетного плана счетов на коммерческий с точки зрения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Это означает, что материал будет изложен в последовательности разделов Плана счетов бюджетного учета. Так, вначале мы рассмотрим, на каких счетах согласно коммерческому Плану счетов учитываются нефинансовые активы (разд. 1), финансовые активы (разд. 2), затем обязательства (разд. 3) и т.д.