Предисловие к комментарию

В настоящее время наиболее распространенной организационно-правовой формой юридического лица в российском хозяйственном обороте является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Форма ООО является наиболее привлекательной с точки зрения организации бизнеса, делового сотрудничества.

По состоянию на 1 июня 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены записи о более чем 4,1 млн. обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью (см. диаграмму 1 - не приводится).

За прошедшие пять лет доля этих организаций среди всех зарегистрированных юридических лиц в России выросла на 18,4% и составила 75,5% (см. диаграмму 2 - не приводится). Таким образом, в сферу действия Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" попадает более двух третей существующих в России юридических лиц.

В настоящее время правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и принятым в соответствии с ним Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее в тексте - ФЗ об ООО).

В марте 2009 года исполнилось одиннадцать лет со дня вступления в силу этого специализированного Федерального закона. До этого момента правовое положение обществ с ограниченной ответственностью определялось исключительно на основании Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако многие аспекты деятельности обществ с ограниченной ответственностью в Кодексе не могли быть детально урегулированы. Появление специализированного Федерального закона позволило устранить "правовой вакуум" в данной сфере правового регулирования. ФЗ об ООО существенно развил и конкретизировал соответствующие положения Гражданского кодекса РФ.

Комментируемый закон считается цельным, логичным и достаточно детально проработанным законодательным актом. Несмотря на строгость ряда своих норм, ФЗ об ООО тем не менее во многом либерален. Такой подход отражает сущность общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы коммерческой организации.

Вместе с тем практика реализации Закона показала, что отдельные его положения, в первую очередь обусловленные соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, являются недостаточно совершенными и затрудняют деятельность обществ с ограниченной ответственностью.

Вступившие в силу летом 2009 г. поправки в текст законодательства об обществах с ограниченной ответственностью являются наиболее существенными за прошедшее десятилетие. Так, только в текст ФЗ об ООО на основании вступившего в силу 1 июля 2009 г. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ было внесено более 110 изменений. Фактически по два изменения на каждую статью этого Закона.

Работа над этим Федеральным законом проходила в течение более чем трех лет. Впервые текст законопроекта был внесен в Государственную Думу ФС РФ 6 сентября 2005 г.

Изначально законопроект был направлен на решение ряда концептуальных проблем, выявленных в правовом регулировании деятельности ООО. К числу таковых были отнесены:

- отсутствие ограничений на выход участников из ООО (об этой проблеме более подробно см. в коммент. к ст. 26);

- имеющееся дублирование требований к содержанию устава ООО и его учредительного договора (см. коммент. к ст. ст. 11 и 12);

- необходимость включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об участниках ООО и их долях, а также переходе этих долей от одного лица к другому (см. коммент. к ст. ст. 21 и 31.1).

Наряду с решением ряда концептуальных вопросов правового регулирования деятельности ООО законопроектом был предложен ряд уточняющих положений и нововведений, направленных либо на предотвращение злоупотреблений правами, предоставляемыми Законом обществу, его участникам и третьим лицам, либо на поддержание имущественной обеспеченности деятельности общества:

- детализировались нормы, посвященные порядку отчуждения принадлежащих обществу долей и их оплаты (см. коммент. к ст. 24);

- уточнена процедура оплаты уставного капитала общества при его увеличении (см. коммент. к ст. ст. 17 - 19);

- существенно детализирована процедура реализации преимущественного права приобретения участниками общества или обществом доли, продаваемой участником общества третьему лицу, в том числе предусмотрена возможность закрепления уставом общества преимущественного права приобретения доли по заранее определенной цене, а не только по цене предложения третьему лицу (см. коммент. к ст. ст. 21 и 23);

- внесен ряд уточнений в части правового регулирования крупных и заинтересованных сделок общества (см. коммент. к ст. ст. 45 и 46).

В связи с вступившими в силу изменениями зарегистрированные общества с ограниченной ответственностью должны внести соответствующие изменения в свои учредительные документы. До 1 января 2010 г. уставы ООО, созданных до 1 июля 2009 г., в обязательном порядке подлежат приведению в соответствие с измененными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". До этого момента они могут применяться только в части, не противоречащей действующему законодательству. При этом учредительные договоры обществ утратили силу учредительных документов.

Достаточен ли установленный срок для приведения в соответствие уставов и учредительных договоров ООО? Для самих обществ этот срок, безусловно, реален, но многие юристы, специализирующиеся на регистрации юридических лиц, считают, что для регистрирующих органов этот срок недостаточен. Исходя из опыта отмены лицензирования разных видов деятельности есть предположения, что срок приведения в соответствие уставов и учредительных договоров ООО будет продлен. Высказывается и противоположная точка зрения о том, что срок не будет продлен и с 1 января 2010 года нарушителей начнут штрафовать, а созданные ими организации - ликвидировать в принудительном порядке по решению суда. В принципе именно такой исход событий допускает норма п. 3 ст. 59 ФЗ об ООО.

Все это, конечно, повлечет дополнительные расходы обществ с ограниченной ответственностью на уплату государственной пошлины за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы.

Учитывая, что государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается в размере 400 рублей, только размер дополнительных расходов обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью на ее уплату составит 1,64 млрд. руб. Конечно, это при условии, что все 4,1 млн. зарегистрированных обществ проведут регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы.

Произведенные изменения не стали последними. На основании Федеральных законов N 205-ФЗ от 19.07.2009 <1> и N 217-ФЗ от 02.08.2009 <2> в текст ФЗ об ООО были внесены новые поправки. Часть из них вступили в силу уже летом. Вступление в силу остальных было отложено на 90 дней, то есть до 21 октября 2009 года.

 

--------------------------------

<1> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Федеральный закон от 19.07.2009 N 205-ФЗ // Российская газета. 2009. 22 июля. N 133.

<2> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ // Российская газета. 2009. 4 авг. N 142.

 

Эти изменения направлены на совершенствование ФЗ об ООО в части, посвященной процедурным вопросам урегулирования так называемых корпоративных споров. Также были исправлены некоторые ошибки и неточности, допущенные в тексте ФЗ об ООО вступившими с 1 июля 2009 г. поправками.

В настоящем комментарии мы учли все внесенные изменения и приводим его текст с учетом поправок, вступивших в силу по состоянию на 1 ноября 2009 г.

Наш авторский коллектив планирует продолжить работу по актуализации и совершенствованию настоящего комментария. Мы будем рады услышать ваши пожелания и замечания на нашем форуме (http://vkontakte.ru/club9515825) или по электронной почте defacto2000@mail.ru. Наиболее активные участники будут награждены ценными призами, а также получат в подарок новое издание комментария.

 

Диаграмма 1.Общее количество зарегистрированных

ООО и ОДО среди всех зарегистрированных юридических лиц

в Российской Федерации (млн. ед.) <*>

 

 

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

Диаграмма 2.Доля ООО и ОДО

в общем количестве зарегистрированных юридических лиц

в Российской Федерации <*>

 

 

--------------------------------

<*> Не приводится.