Налоговая база и порядок ее определения

Налоговой базой является кадастровая стоимость налогооблагаемых земельных участков (п. 1 ст. 390 НК РФ). Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ) <1>. Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

 

--------------------------------

<1> Земельный кодекс, Федеральные законы от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

 

По результатам проведения кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков и налоговых органов в порядке, предусмотренном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ).

Таким образом, налогооблагаемая база за 2009 г. должна быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной до 1 марта 2009 г.

Согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Это же подтверждает п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54.

Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю").

Порядок установления нормативной цены земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319.

В соответствии с данным Постановлением нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по названным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Кроме того, по мнению Минфина, учреждение обязано представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), в случае если кадастровая стоимость земельного участка не доведена до сведения налогоплательщика в установленном порядке. После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии со ст. 81 НК РФ обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) (Письма от 12.10.2006 N 03-06-02-04/143, от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75).

Также следует учитывать, что согласно разъяснениям Минфина (Письмо от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120) кадастровая стоимость для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли (например, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения), внесенные обратным числом на указанную дату. В связи с этим изменения, влияющие на кадастровую стоимость земельного участка (к ним относятся, например, перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка) и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, налога в следующем налоговом периоде. Аналогичное мнение высказано и в Постановлении ФАС ЗСО от 31.10.2007 N Ф04-7599/2007(39739-А46-26).